Журнал "Stereo&Video"
0 г.
Татьяна Тихонова Тест наушников стоимостью $40-100. В зоне особого звучанияЧеловек с наушниками на голове или непосредственно в ушах, чаще всего молодой, теперь уже не редкость, а скорее правило. И если его появление не вызывает интереса ни в транспорте, ни в других общественных местах (за исключением тех случаев, когда даже окружающих начинают раздражать доносящиеся звуки, побуждая воображение представлять себе те мучения, которые уж ваши уши ни за что бы не вынесли), то потому, что при прослушивании музыки на ходу чаще всего пользуются миниатюрными наушниками. Те же, которые участвуют в нашем тесте, хочется назвать стационарными, хотя что такого стационарного может быть у наушников? Если вы такой любитель музыки, что в любую дорогу берете с собой портативный проигрыватель компакт-дисков, то зачем же умалять его достоинства не подходящими ему по статусу наушниками? Можно, конечно, попытаться поискать варианты среди миниатюрных моделей, особенно если качество звука определять, исходя из цены, но даже в таком обмане природы, как наушники, есть свой предел. Хорошо известно, что создать распространяющуюся звуковую волну может источник (колеблющаяся мембрана, диффузор, купол), размеры которого больше или хотя бы сравнимы с ее длиной. На частоте 100 Гц это составляет 3,4 м. Для преодоления этой проблемы у обычных громкоговорителей в ход идут свои как общепринятые, так и особенные для каждой акустической системы хитрости. В наушниках же основная хитрость заключается в том, что никто и не стремится заставить распространяться низкочастотные волны. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, а мы подвигаем свои уши вплотную к излучателю, в ту область, где существует зона разрежения и сжатия воздуха, создающая то физическое воздействие на слуховую систему, которое мы называем звуком. Естественно, не вдаваясь в большую науку, из общих предположений можно сообразить, что чем меньше размер колеблющегося источника, тем тоньше слой вокруг него, где существует заметное разрежение и сжатие на данной частоте, а с уменьшением частоты он становится еще тоньше. А дальше начинается тысяча и одна хитрость уже для наушников. Можно, например, поместив излучатель в ушную раковину, продвинуть его как можно ближе к тому, что называется средним ухом, где сжатие-разрежение преобразуется в понятную для слуховых нервов форму, при этом волноводные свойства звукового канала способствуют доставке низкочастотного звука по назначению. А можно создать некое подобие акустического оформления на ушах, которое по-своему будет решать проблему басов. Среди многих загадок слухового восприятия есть и вопрос о том, каким же все-таки органом мы воспринимаем низкочастотные колебания. То, что это - не только уши, уже считается общепринятой точкой зрения. Не меньше сложностей и с остальными частотными компонентами звучания наушников. Наши уши находятся практически во всем слышимом диапазоне в так называемой ближней зоне излучателя, где очень сильны пространственные и частотные неоднородности, зависящие не только от формы и размера излучателя, но и от способа и качества крепления, расположения электромагнита и многих других факторов, согласовать которые в удачно звучащую систему - достаточно нетривиальная задача. Столь ценимый многими эффект пространства обеспечивается высокочастотными компонентами звучания и хорошей динамикой, обеспечение которых тоже требует почти ювелирной работы, учитывая особенности формирования звука наушниками. Поэтому, если вы по-настоящему хотите насладиться музыкой, идите на концерт, при отсутствии возможности или желания послушайте хорошую акустическую систему; если же наслаждаться хочется, не останавливаясь ни на минуту, то подберите себе наушники вроде тех, что участвуют в нашем тесте. Здесь мы опускаем рассуждения о пользе наушников в домашнем хозяйстве (спящие чада и домочадцы), но упомянем тех, кто с изрядной мерой обоснованности предпочитает наушники любой другой звукоиздающей системе: в этом есть свой резон - они создают ряд эффектов, плохо получающихся у громкоговорителей. А вообще-то правильней иметь и хорошую акустическую систему, и неплохие наушники. Представленные в нашем тесте модели наушников можно отнести к нижней и отчасти средней ценовой категории Hi-Fi. Не все из них можно рекомендовать для использования на ходу, хотя это скорее дело вкуса, но все они окажутся достойным спутником компактного CD-проигрывателя или проигрывателя мини-дисков. Пожалуй, половину успеха наушникам обеспечивают их эргономические свойства: даже самые замечательно звучащие из них никто не захочет долго слушать, если они напоминают "испанский сапог" или даже просто имеют тенденцию сползать с ушей. Поэтому в тесте большая роль отводится именно этой составляющей общего впечатления. К тестируемым наушникам мы отнеслись как к полноправным Hi-Fi-компонентам, и поэтому при прослушивании использовали в основном классическую музыку как наиболее сложную для воспроизведения, и на которой наиболее заметны все огрехи в звучании. Существенным подспорьем оказались и измеренные нами амплитудно-частотные характеристики, как правило, согласующиеся с мнением от прослушивания и наглядно подтверждающие его. Все тестируемые наушники являются динамическими, подготовленными для работы с цифровыми звуковоспроизводящими устройствами и снабжены позолоченными переходниками "джек-джек" 3,5 мм/6,5 мм. Другие статьи раздела
|
|