Журнал "TechnoNEWS"  2004 г.  №9
Борис Полешкин

Современные технологии в образовании. Образованный ПК

Цифровое общество

По утверждению Олега Бяхова, директора департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ, уровень развития и использования IT в образовательной системе нашей страны остается крайне низким. Серьезные затруднения с распространением и применением IT испытывает система среднего образования как важнейший этап обучения, на котором закладываются не только основы компьютерной грамотности, но и весь комплекс базовых навыков и знаний.

По мнению Бяхова, развитие IT является единственным для России шансом стать страной, которую перестанут, наконец, воспринимать в качестве сырьевого придатка мировой экономики. Согласно расчетам авторов Федеральной целевой программы "Электронная Россия" - ученых "Высшей Школы Экономики", экспертов НИИ "Информика", "Бюро экономического анализа", "Межведомственного аналитического центра", а также специалистов крупнейших российских IT-компаний - при эффективной реализации программы к 2007 году доля продукции индустрии IT в российском ВВП должна вырасти с нынешних 0,5% до 2% ВВП, а объем экспорта высоких технологий возрастет до 2,5 млрд. долларов, то есть в 15-20 раз. Однако медленные темпы формирования технической базы и коммуникационной инфраструктуры затрудняют развитие целого ряда отраслей экономики, основанных на дистанционной занятости.

Основой процесса перехода к информационному обществу эксперты ведомства Бяхова считают, прежде всего, информатизацию образования - компьютеризацию школ и создание региональных образовательных сетей, обеспечивающих доступ к электронным библиотекам. ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", в рамках ФЦП "Электронная Россия", предусматривает в 2004 году выделение на создание региональной коммуникационной среды 45 млн. рублей. На компьютеризацию школ, как городских, так и сельских (а всего в России около 68 тысяч школ), запланировано выделить вдвое меньшую сумму. Частично проблема решается благодаря существованию региональных программ компьютеризации учебных заведений, которые финансируются из местных бюджетов.

Так, уже сегодня многие российские школы используют доступ в Интернет по модемным линиям, а подавляющее большинство вузов имеют широкополосное подключение к Интернету по выделенным каналам. ФЦП предусматривает, что к 2010 году более 50% средних школ и лицеев России получат высокоскоростное подключение к Интернету. К примеру, все 375 средних школ Липецкой области будут подключены к Интернету по выделенным каналам в течение двух ближайших лет - по завершению строительства оптоволоконной транспортной сети, охватывающей все города и районы области. ФЦП также предусматривает создание центров электронного доступа в Интернет во всех городах с населением больше 10 тысяч человек. Такие темпы интернетизации страны позволяют надеяться на то, что через 5-6 лет подключение к Интернету получат не только городские, но и большинство школ районных центров и небольших населенных пунктов.

В то же время необходимо осознавать то, что подключение к Интернету - это решение одной из множества задач. Коммуникации в образовательном процессе стирают территориальные и информационные границы, но, помимо средств связи и доступа к информации, необходимо создавать электронные библиотеки, внедрять новые образовательные программы (в особенности ориентированные на дистанционное образование), повышать общий уровень компьютерной грамотности россиян.

Новые технологии являются базисом перехода системы образования от "дисциплинарно организованного" знания к системе "объективного" знания, где акцент делается на познание методик поиска решений конкретных проблем, а также на умение объяснить логику принятия того или иного решения. IT выступают в качестве инструмента структурирования знаний с учетом психофизиологических особенностей индивидуального восприятия и усвоения знаний. Вместе с тем развитие коммуникаций позволяет использовать IT не только как средство включения учащихся в образовательный процесс. От методик использования IT в обучении зависит уровень общего развития ученика, ведь коммуникационные технологии также играют роль инструмента включения в мировое информационное пространство, что позволяет формировать личность, готовую стать членом мирового информационного сообщества.

Образовательная среда

Основной проблемой информатизации учебного процесса были и остаются, как уже было отмечено, медленные темпы и недостаточные масштабы компьютеризации образовательных учреждений. За последнее десятилетие ситуация в российских школах изменилась в лучшую сторону - все больше школ получают собственные компьютерные классы.

Традиционно в школе присутствует лишь один класс с 20 компьютерами, который предназначен исключительно для уроков компьютерной грамотности. В большей части российских школ компьютеров гораздо меньше - от 4 до 10 единиц. В то же время сама концепция использования IT в школах практически не изменилась. Из-за загруженности классов занятия по другим дисциплинам - математике, физике, биологии и т.д. - даже в случае наличия специализированных компьютерных курсов проводить физически невозможно или возможно в факультативные часы, свободные от профильных занятий, что снижает привлекательность и эффективность таких курсов.

Цель ФЦП "Электронная Россия" и региональных программ - увеличение количества компьютеров в школах до единицы на каждые 20 учеников. Актуальность и важность этой цели особенно очевидна в условиях все возрастающих требований к оформлению творческих и рубежных работ. Преподаватели требуют от учеников старших классов, чтобы работы печатались на принтере, сдавались на носителе (магнитном или оптическом) или даже отправлялись по электронной почте. В результате нагрузка на компьютерные классы возрастает многократно, ведь сегодня персональный компьютер есть лишь в одной из 10 российских семей, а подключение к Интернету имеют менее половины домашних ПК. К тому же не все учащиеся имеют возможность освоить компьютерную грамотность в школьные часы. В итоге неумение работы с техническими средствами отрицательно сказывается на общей успеваемости.

Но даже если техническое оснащение учебного заведения находится на достаточно высоком уровне, администрация и учителя школы зачастую не знают, какое место в образовательном процессе должен занимать компьютер.

Сложности с использованием IT в школах кроются в низкой грамотности преподавательского состава, отсутствии единых методических рекомендаций, программ курсов и действительно полезных и грамотных электронных образовательных ресурсов. Упомянутые требования к работам - это лишь формальность и видимость использования IT в обучении. Как перейти к использованию компьютера в качестве инструмента получения знаний, а не простой печатной машинки, музыкальной шкатулки и средства просмотра страничек в Интернете?

Ответ на этот вопрос могут дать преподаватели, обучающиеся в Федерации Интернет Образования, обменивающиеся передовым опытом и повышающие квалификацию с помощью многочисленных сетевых учительских сообществ. Благодаря усилиям прогрессивных учителей и администраций в школах начинают внедряться новые информационные системы, которые позволяют использовать техническую базу не в качестве новых обложек для старых учебников, а в качестве образовательной среды, которую можно разделить на три уровня: информационный, коммуникативный и образовательный.

Информационный уровень хранит и позволяет проводить операции с общей информацией - сведениями об учащихся, сотрудниках, статистическими и иными данными. Такая информация собирается, например, с помощью специализированной программы - классного журнала, в который заносятся показатели успеваемости. Средства сбора информации можно использовать для создания архивов. Анализ баз данных позволяет эффективно выявлять "проблемные места" в образовательном процессе, в отдельных курсах, в техническом обеспечении, работе преподавателей и даже проблемы, возникающие в ходе учебы у отдельных учеников. Информация эта доступна как преподавателям и руководству школы, так и родителям ученика, помогая быстро вырабатывать решение возникающих проблем.

Коммуникативный уровень обеспечивает возможность виртуального общения - по электронной почте или с использованием онлайновых форумов (досок объявлений). Эта функция дает ученикам и учителям ощущение открытости школы и чувство причастности, принадлежности к школьному сообществу. Но основная функция коммуникативного уровня - обучение общению. Правильное использование этого уровня помогает исключить дискомфорт при виртуальном общении. Помогает этому то, что общение происходит в дружественной среде.

Образовательный уровень, без сомнений, является самым важным. Этот уровень играет в образовательном процессе основополагающую роль, предоставляя возможность использования электронных курсов и уроков. Курсы могут быть разработаны как специализированными образовательными ведомствами и компаниями, так и самими преподавателями. В образовательном уровне необходимы средства расширенного использования информационных и образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернета. Здесь же должны присутствовать средства дистанционного образования, которые позволяют использовать учебные курсы, разработанные в других образовательных учреждениях и даже проводить один и тот же урок сразу в нескольких классах одновременно и без присутствия учителя в удаленных школах.

Сетевая школа

Одним из лучших российских продуктов по организации образовательной среды в учебном заведении является система "NetШкола", разработанная компанией "Региональные общеобразовательные системы" (РООС, http://netschool.roos.ru). Система "NetШкола" - это сетевое решение, построенное на основе клиент-серверной технологии.

"NetШкола" представляет собой не просто программное решение автоматизации рабочих процессов образовательного учреждения, а вышеописанную многоуровневую информационную среду, в рамках которой ученики, их родители, учителя и администрация школы имеют возможность постоянного взаимодействия. Каждый ученик получает адрес электронной почты, а родитель всегда имеет доступ к показателям успеваемости своего ребенка. В случае возникновения проблем с посещаемостью преподаватель может связаться с родителем по e-mail и выяснить причину отсутствия ученика.

Участники "образовательного общения" не привязаны к какому-то одному школьному компьютеру и имеют возможность доступа к системе с любого ПК, подключенного к Интернету. Для использования системы не нужны дополнительные программные средства - для работы необходим стандартный интернет-браузер. При этом компьютер пользователя может иметь любую операционную систему - Windows, MacOS или Linux.

Система имеет 6 встроенных электронных пособий компании "Просвещение-МЕДИА" - "Математика", "Физика", "Химия", "Биология", "История" и "География", средства дистанционного обучения и возможности расширения образовательных курсов.

Различные программные элементы помогают учителям автоматизировать выполнение рутинных задач - например ведение классного журнала и составление отчетов. Ежемесячная отчетность перед заведующим учебной частью генерируется автоматически. Кроме того, завуч имеет доступ к промежуточным показателям успеваемости и посещаемости в любой момент использования системы. Благодаря электронной форме ведения классных журналов, генерация отчета происходит в считанные секунды. Присутствуют в системе и средства сбора и анализа информации о каждом конкретном ученике и учителе. Есть возможность автоматической обработки и проверки заданий, тестов и т.д.

"NetШкола" опробована и используется уже более чем в 300 школах России. Система установлена на центральном городском сервере Тольятти, к которому подключены около 25% городских школ. По словам Олега Исайкина, заместителя директора компании РООС, система имеет огромные перспективы развития в рамках ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", поскольку в ней присутствуют интегрированные средства управления на уровне образовательных и статистических ведомств отдельных городов, районов и даже субъектов федерации. "NetШкола" позволяет организовать обмен данными с библиотеками, поликлиниками, военкоматами и т.д.

В каждый дом

Пока, конечно, трудно представить, что средняя семья может легко взаимодействовать со школой в "цифровом" режиме: получать по e-mail регулярные отчеты с показателями успеваемости и поведения; реагировать на sms-извещения об отсутствии ребенка в школе; общаться с преподавателями онлайн и участвовать в дистанционных родительских собраниях; получать и сдавать домашние задания и рубежные работы в электронной форме, без распечатки на бумаге и т.д. То, что кажется элементарным любому офисному работнику, не укладывается в голове простой домохозяйки или работающего на производстве отца семейства. Но коммуникации и новые технологии стремительно развиваются. Мобильный телефон 2-3 года назад казался техническим чудом и был предметом роскоши и дорогой необходимости. Сегодня сотовая связь доступна каждому. Электронная почта и Интернет для подрастающего поколения становятся не менее привычным, чем телефон, средством коммуникации и популярным местом знакомства.

Для широкого распространения систем организации образовательной среды учебных заведений требуется, по оценкам экспертов департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ, не более 3-х лет. Информационно-образовательные среды будут внедряться повсеместно - в начальных и средних школах, профессиональных учебных заведениях и вузах.

Центральную роль в информационно-образовательных отношениях будут играть компьютерный терминал учебного заведения (их мы рассматривать не будем, поскольку забота об их внедрении лежит полностью на плечах школы и государства) и домашний ПК, имеющий средства связи и выхода в Интернет - модем и сетевые (в том числе и беспроводные для мобильных компьютеров) интерфейсы. Без домашнего компьютера и средств связи включение ученика в образовательную среду школы будет ограниченным, а участие и помощь в процессе обучения, а также контроль со стороны членов семьи и вовсе невозможными, ведь с приходом цифровых технологий бумажный дневник станет архаизмом. Для проверки электронного дневника нужно будет подключаться к базе данных школы или уметь работать с электронной почтой.

Рассмотрим, что же представляет собой компьютер для обучения сегодня. Как эволюционирует и изменится ли вообще учебный ПК к моменту широкого распространения информационно-образовательных технологий в системе среднего образования?

Разложить по полочкам

Чаще всего компьютер приобретается родителями в ознаменование покорения их ребенком очередной образовательной высоты - переходом в старшую ступень школы или с поступлением в вуз, где компьютер "действительно нужен". Ведь ступень на то и старшая, а образование на то и высшее, чтобы ожидать от них новых сложных задач и повышенных требований, решение которых значительно облегчится при использовании компьютера. В свете вышеописанных тенденций распространения систем образовательных сред, ценз приобретения компьютера для учебы "по возрасту" и "по необходимости" будет стремительно снижаться. ПК будет приобретаться по принципу "чем раньше - тем лучше". Не стоит забывать о результатах исследований, повествующих о негативном влиянии компьютерных игр на несформировавшуюся психику ребенка и о вреде здоровью, который наносят многочасовые бдения за монитором. Но проблем можно избежать, ведь ПК приобретается для образования и его "нецелевое" использование может быть регламентировано или вовсе исключено - если не педагогическими запретами, так программными средствами. Для этих целей существуют пароли на вход в компьютер и специальные программы, ограничивающие запуск игр и любых других нежелательных программ, а также посещение нежелательных сайтов в Интернете.

При покупке компьютера родители также должны отдавать себе отчет в том, что высокотехнологичная покупка совершенно необязательно станет залогом того, что ребенок незамедлительно и с головой погрузится в учебу. Конечно, использование ПК повысит привлекательность и разнообразит процесс обучения. Но прививать потребность в образовании необходимо в раннем детстве. Иначе можно стать свидетелем повторения истории об обезьяне, колющей орехи микроскопом.

Приступая к выбору образовательного ПК, необходимо получить четкое представление о том, что он должен собой представлять и комплекс каких задач ему предстоит решать. Чем же отличается компьютер для образования от обычного домашнего ПК или ПК для офиса? Искать различия нужно не столько в конфигурации и производительности, сколько в стоящих перед его владельцем задачах, программном обеспечении, дополнительной периферии и организации рабочего места. Типичные задачи, которые должен решать компьютер для образования: работа в Интернете (плюс электронная почта и иные средства связи и общения в Сети), математические вычисления и построение функций, работа с графиками, формулами, использование мультимедийных учебных курсов, работа с документами, текстами и фотографиями (набор и правка, сканирование и печать). Все в образовательном ПК должно быть ориентированно на эффективное получение и усваивание знаний.

Если в семье уже есть один домашний компьютер, предназначенный, например, для повседневной работы или развлечений родителей, знайте, что совмещение двух рабочих мест за одним ПК невозможно в принципе. Построение графиков совместного использования задача бесполезная - всегда возникают условия, при которых несколько важнейших задач нужно решить незамедлительно: родителю необходимо закончить срочный отчет, а у ребенка "горит" реферат и т.п. Ситуации эти непременно перерастут в конфликт поколений. Конечно, если родители используют ПК нерегулярно, он может сменить предназначение и отойти ребенку. Но тогда любое использование компьютера родителем будет рассматриваться ребенком, как ущемление его прав и свобод. Прекрасным техническим тандемом может послужить приобретение в дополнение к "основному" образовательному компьютеру портативного компьютера - ноутбука, который можно будет использовать как дома, так и в поездках.

Помня о важности предназначения, при принятии решения о покупке ориентироваться, главным образом, придется все-таки на конфигурацию. Компьютер для образования, как и любой другой ПК, представляет собой совокупность технических элементов (условно именуемых "комплектующие"). Задача, стоящая перед покупателем и продавцом-консультантом, - выбор элементов, обладающих лучшим соотношением цена/качество/производительность, и составление мозаики, которая решала бы образовательные задачи максимально эффективно.

Системы менеджмента качества различных предприятий (большинство высокотехнологичных производств расположено в азиатско-тихоокеанском регионе) позволяют достигать одинаково высоких показателей надежности и качества. Покупатели и консультанты компьютерных магазинов отдают предпочтение продукции того или иного производителя не с учетом характеристик надежности и качества, а исходя из личных предпочтений или рекомендаций, данных друзьями или знакомыми специалистами.

Нередко комплектующие разных брендов производятся на одних и тех же заводах. Нужно помнить, что чем больше "вес" компании в компьютерной индустрии, чем известнее имя, тем дороже стоит ее продукция. При этом и в дорогом "брендовом" компьютере от HP или IBM, и в собранном в ближайшем магазине вы найдете комплектующие одних и тех же производителей.

Поэтому сначала все-таки стоит разобраться в технологическом разнообразии и не заплатить лишних денег. Сразу оговоримся, что рекомендации по выбору оптимальной конфигурации даются исходя из предпочтений авторского коллектива с учетом размеров семейного бюджета средней российской семьи. Цель статьи - не предложение некой идеальной конфигурации образовательного ПК, а разработка рекомендаций, которые помогут читателю сформировать собственное мнение о необходимом именно ему образовательном компьютере.

Каменный мозг

По непонятной причине "мозгами" компьютера всегда называлась оперативная память. Такое наименование прижилось, вероятнее всего, из-за постоянной нехватки "оперативки" для новых поколений операционных систем, офисных приложений и, конечно же, игрушек. Но логичнее "мозгом" называть все-таки центральный процессор (который из-за кремневой основы зовут "камнем"), ведь именно он отвечает за все вычисления и операции с данными.

Низкая цена и производительность, достаточная для решения образовательных задач, - критерии, применимые при выборе всех видов комплектующих. К процессору же предъявляется еще одно требование - низкое тепловыделение. Для стабильной работы "мозги" требуют наличия систем охлаждения, а это означает не только дополнительные расходы на массивный радиатор, но и шум, и вибрацию, которые издает вентилятор с повышенными оборотами. От выбора процессора зависит также возможность последующей модернизации (апгрейда) ПК. Значительно увеличить мощность компьютера можно впоследствии путем простой замены старого процессора на более мощный.

Сегодня на рынке представлены процессоры трех основных производителей - Intel, AMD и VIA.

Процессоры компании VIA Technologies на российском рынке практически не представлены, а сам производитель известен своими чипсетами - наборами системной логики для материнских плат (о них речь пойдет ниже). Непопулярность процессоров этой компании обусловлена их низкой производительностью. Даже флагманские процессоры С3 с частотой 1 ГГц могут проигрывать DVD лишь при наличии видеокарты со специальным аппаратным кодеком (фактически, фильм проигрывается не процессором, а видеокартой). Между тем, процессоры других производителей справляется с DVD играючи. Низкая производительность C3 объясняется маломощным модулем вычислений с плавающей запятой.

Вместе с тем, цену решений VIA нельзя назвать высокой - материнская плата Epia-M10000 форм-фактора Mini-ITX с интегрированным процессором с частотой 1 ГГц, видео, звуком, сетевой картой, поддержкой FireWire, USB 2.0 и памятью DDR стоит около 4500 рублей.

Решения VIA могут заинтересовать разве что энтузиастов, которые ради внешнего вида и габаритов ПК могут не обращать внимания даже на его производительность. Дело в том, что интегрированные решения VIA (материнская плата + процессор) отличаются крайне малыми габаритами - от 12x12 см. На их базе можно собрать системный блок, размеры которого (при использовании тонкого оптического привода) будут меньше стопки учебников.

Еще один минус в решениях VIA - увеличение мощности возможно лишь путем приобретения полностью новой системы (не только процессора, но и новой материнской платы и оперативной памяти). Итог: оставаясь объектом обожания неторопливых энтузиастов и любителей минимализма, решения от VIA для учебы не подходят.

Процессоры компании AMD отличаются замечательным соотношением цена/производительность. Хорошо известные мощные Athlon XP (черно-зеленый логотип этой линейки процессоров AMD красуется на красных болидах Ferrari) и бюджетная, чуть менее мощная линейка Sempron, пришедшая на смену младшим Duron'ам, удовлетворят запросы обладателей кошельков любой толщины. Продажи Sempron'ов начались в середине августа, а на российском рынке они будут представлены в начале сентября.

Для маркировки своих процессоров AMD использует цифровой индекс производительности - чем больше цифра, тем выше производительность, которая складывается из целого ряда факторов: частоты, на которой работает ядро процессора; объема кэша процессора (чем больше кэш, тем больше процессор сможет загрузить в него данных для максимально быстрой работы с ними); частоты шины (FSB) процессора (чем быстрее шина, тем быстрее внешний обмен данными). Кроме того, нужно обратить внимание на то, на каком ядре выполнен процессор. Athlon XP представлен в трех вариантах - Thorton, Thoroughbred и Barton. Последний - самый продвинутый, произведенный по самым современным техническим нормам и имеющий увеличенный объем кэша второго уровня.

Мощность процессоров Athlon XP избыточна для образования и подходит для решения самых сложных мультимедийных и игровых задач. Цена этих процессоров достаточно высока - от 2400 рублей за 2500+ Barton (1833 МГц, 512 Кбайт кэш, 333 МГц шина) до 6000 рублей за 3200+ Barton (2200 МГц, 512 Кбайт, 400 МГц). Есть и еще более мощные модели - Athlon 64, которые используются в игровых платформах. Athlon 64 3400+ (2200 МГц, 1 Мбайт, 200 МГц) стоит порядка 8850 рублей.

Настоятельно рекомендуем обратить внимание на грядущую новинку Sempron, сделанную под Socket A. Этот же тип разъема для процессора для материнских плат (о них в соответствующем разделе статьи) используется и в Athlon XP, что позволит легко установить новый процессор взамен старого. Ожидаемая цена Sempron 2600+ около 2300 рублей. Модель 2400+ можно будет приобрести примерно за 1900 рублей. Не стоит ждать старшую модель Sempron 3100+, поскольку она, несмотря на присутствие в эконом-классе, представляет собой обрезанную версию Athlon 64 под Socket 754. Процессор работает на частоте 1,8 ГГц (на этой частоте работает Athlon 64 с индексом 2800+), объем кэша уменьшен с 512 Кбайт до 256 Кбайт, исключена и поддержка 64-битных операционных систем. Ожидаемая цена сопоставима со старшими моделями среднего уровня и не укладывается в "школьный" бюджет.

Осенью AMD начнет широкие поставки процессоров, произведенных по новому 90-нм технологическому процессу. Кодовые имена первых 90-нм процессоров для настольных компьютеров - San Diego и Winchester. Мобильный 90-нм процессор получил название Odessa. Переход на новый техпроцесс избавит, наконец, процессоры AMD от главной их проблемы - повышенного тепловыделения. Пока решения AMD очень "горячи" и требуют мощных систем охлаждения, стоимость которых сводит на нет выигрыш по цене. Еще большую проблему представляет постоянный гул, который мешает усвоению знаний. Желая купить мощный процессор и при этом серьезно сэкономить, дождитесь конца осени. К этому времени новые прохладные процессоры AMD должны появиться в широкой продаже, а ребенок получит дополнительный стимул для более успешной учебы в первой четверти.

Для тех, кто не любит экономить и ждать, можно посоветовать процессоры Celeron D от корпорации Intel. Celeron D, как и Sempron от AMD, является бюджетным решением и отличается от P4 обрезанным до 256 Кбайт кэшем и частотой шины 533 МГц (в P4 - до 800 МГц). Производительность этих процессоров позволяет решать задачи любой сложности, вплоть до игровых, при относительно низкой цене и минимальном теплоотделении. Для охлаждения процессора хватает стандартного кулера, идущего в комплекте. Цена процессора Celeron D 2,4 ГГц - 2200 рублей. Старшая модель - 2,8 ГГц стоит 3700 рублей.

Celeron D разработаны под Socket 478, который используется старшими процессорами Intel - Pentium 4. Это позволяет произвести апгрейд простой сменой процессора. Со стапелей Intel сходят такие монстры, как Pentium 4 Extreme Edition 3,4 ГГц, с 2-мегабайтным кэшом и частотой шины 800 МГц. Стоит такой "камень" более 29 тысяч рублей. Обычный P4 с 1 Мбайтом кэша и теми же частотами, что EE, стоит 10 500 рублей. Выбор процессоров огромен. Однако при выборе продукции Intel вас может запутать новый индекс идентификации процессоров, очень похожий на "модельные" индексы в автомобильной индустрии. Так, P4 Prescott 3,6 ГГц, 1 Мбайт, 800 МГц обозначается как "процессор 560-й модели".

Делать ли образовательный компьютер мощным или сэкономить средства и потратить их на что-то другое - решать вам, но мощность никогда не бывает лишней. Любой процессор от AMD и Intel может решить весь комплекс образовательных задач сегодняшнего дня. В то же время, помните, что время летит стремительно - не забывайте о возможностях апгрейда, выбирайте сокет, который позволит легко заменить процессор на более мощную модель.

При выборе процессора не тратьте время на изучение индексов и цифровых обозначений - смотрите на частоту ядра, частоту шины и объемы кэша. Все эти показатели нужно выбирать по принципу "чем больше - тем лучше". Речь, конечно, о производительности, но не о семейном бюджете. При покупке ориентируйтесь на сумму в 2500-3000 рублей.

Грустить по матери

Материнская плата - это центр компьютера, который связывает все комплектующие воедино. Форм-фактор ATX является стандартным размером материнской платы. Упомянутые выше решения VIA миниатюрны, но большинство материнских плат требует большого корпуса - для установки полноразмерных комплектующих, мощного блока питания и хорошего охлаждения.

Первый критерий выбора материнской платы - это разъем для процессора: Socket. Самыми распространенными сокетами для процессоров от AMD являются Socket A, а для процессоров от Intel - Socket 478. Сокет позволяет устанавливать только определенный вид процессора одного производителя, так что, покупая плату под Athlon XP, вы сможете воткнуть в нее Celeron D, только обладая недюжинной силой и упорством, а также деньгами на покупку новой платы и процессора - взамен испорченных.

Работу различных устройств на материнской плате обеспечивает набор системной логики (чипсет). Самым распространенным набором логики для материнских плат с Socket A является сейчас VIA KT333, KT400 и KT600; для Socket 478 - i865PE и i865G. Чипсет обеспечивает функциональность, которую должна предоставлять нам материнская плата, - поддержку того или иного вида памяти, работу интерфейсов (для подключения внешних устройств типа принтеров, сканеров, фотоаппаратов и внутренних - жесткого диска и т.д.). Чипсет также определяет наличие интегрированного видео, аудио, сетевой карты или отсутствие таковых.

Для образовательного компьютера не обязательно покупать материнскую плату, поддерживающую высокоскоростную память, однако нельзя забывать об апгрейде. Версия интерфейса USB должна быть только 2.0, а вот без FireWire можно легко обойтись. Нет нужды и в современном (и более дорогом) интерфейсе для жесткого диска - SATA. Материнская плата должна поддерживать двухканальную 400 МГц DDR-SDRAM-память, 800 МГц FSB и иметь интегрированный видеоконтроллер.

Материнские платы бывают дорогими и надежными и: недорогими и надежными. В первом случае выбирайте продукцию компаний Asus, Gigabyte, MicroStar, Intel. Желая сэкономить, выбирайте Chaintech, DFI, EliteGroup, Epox. Не приобретайте материнские платы неизвестных производителей. Отсутствие имени на материнской плате почти всегда оборачивается проблемами - такова специфика производства.

Плата под решения от AMD обойдется дешевле, чем под процессоры от Intel. При покупке ориентируйтесь на сумму от 1900 до 2400 рублей.

На память

При приобретении материнской платы мы уже отметили, что необходим запас для расширения объема памяти и повышения производительности системы в будущем. Материнская плата поддерживает двухканальную DDR-SDRAM-память, способную работать на частоте 400 МГц (PC3200), но покупать сразу дорогую память необходимости нет. Можно обойтись и более медленной, работающей на частоте 333 МГц (PC2700) или даже 266 МГц (PC2100).

Установка медленной памяти не скажется на общей производительности учебного компьютера. 256 Мбайт будет более чем достаточно как для работы операционной системы, так и прикладных и офисных программ.

Качество и надежность модулей памяти зависит от их производителя. Самими знаменитыми брендами являются Samsung, Kingston, Transcend, Micron и Hynix. Цена модулей памяти 256 Мбайт составляет примерно 1250 рублей и практически не зависит от имени производителя. Покупать память безымянного производителя не рекомендуется - дефекты в модулях очень сложно диагностируются и проявляют себя впоследствии очень коварно, вплоть до потери и искажения данных.

Взгляд изнутри

Образовательные программы ориентированы на ограниченную мощность школьных компьютеров и нетребовательны к устройствам обработки и вывода графики. Как и в случае с процессорами, для образования подойдет любая, даже самая примитивная видеокарта. Лучше всего выбрать интегрированный в материнскую плату видеоконтроллер: Intel Extreme Graphics 2, ATI RADEON 9100 IGP - для решений Intel; nForce2 (nForce3 не рекомендуем из-за дороговизны) - для AMD. Материнская плата с интегрированным видео обойдется примерно на 100-150 рублей дороже аналога без видео. Экономия налицо.

Если же вы хотите приобрести видеокарту отдельно и не чураетесь возможности поиграть за образовательным ПК, выбирайте, ориентируясь на цену. Видеокарта в районе 1200-1300 рублей прекрасно справится и с учебой, и с игрушками. Покупать что-то дороже не рекомендуется. Видеокарты устаревают стремительно, и покупать их "на будущее" нет никакого смысла.

В отличие от памяти и материнских плат, интересующее нас "бюджетное" видео можно приобрести, даже не смотря на имя производителя. На недорогом мониторе качество изображения карты производства Asus или Albatron нельзя будет отличить от изображения, выдаваемого какой-нибудь "безымянной" картой. В видеокартах все дефекты очевидны. Выбирая noname, вы сможете сэкономить до 500 рублей и купить видеокарту на поколение выше и мощнее.

Жесткий блин

Вся информация в компьютере хранится на жестком диске - HDD (Hard Disk Drive). При выборе накопителя нужно руководствоваться тремя критериями - объемом диска, скоростью вращения шпинделя и шумом, который производит диск в спокойном состоянии и в работе. От интерфейса SATA мы отказались при выборе материнской платы, поэтому остановимся на устройствах с интерфейсом U-ATA 100. Нередко шум, производимый жестким диском, не зависит от скорости вращения шпинделя, но лучше HDD на 5400 RMP. Такие, по статистике, и работают тише, и живут дольше.

При выборе конкретного экземпляра потребуйте возможность проверки диска в домашних условиях. При запуске компьютера в магазине гул жесткого диска может быть не слышен. В домашней же тишине даже в спокойном состоянии жесткий диск может стать источником раздражающих шумов - от густого гула до "стеклянного" позвякивания. Жесткий диск может даже заглушать гул кулера на процессоре и шум вентилятора на блоке питания.

Оптимальным размером жесткого диска на сегодняшний день является 80 Гбайт. Сравним стоимость жестких дисков Hitachi популярной серии 7K250 на 40, 60 и 80 Гбайт - 1570, 1780 и 1820 рублей соответственно. Всего за 250 рублей мы получаем диск в 2 (!) раза большей емкости. А вот диск на 120 Гбайт той же серии стоит уже 2600 рублей - разница приличная.

Нынешние операционные системы и приложения занимают огромное количество места. Понадобится место и под фильмы, музыку, развлечения, поэтому экономия здесь должна быть разумной - не нужно переплачивать лишних денег за ненужные гигабайты, но и мелочиться в ситуации, когда эти гигабайты достанутся за копейки, - тоже недопустимо.

На рынке жестких дисков присутствует пятерка производителей - Hitachi, Maxtor, Samsung, Seagate, Western Digital. Выделять продукцию какого-то производителя нет смысла - конкурентная борьба породила устройства одинакового качества и скоростных характеристик. Впрочем, обратите внимание на гарантию. На жесткий диск одного производителя вам предложат гарантию 12 месяцев, а на продукцию другого - 3 года. Может быть, именно гарантия станет определяющим фактором при принятии решения о марке HDD.

У ряда производителей в жесткие диски включена функция интеллектуального энергосбережения. Поинтересуйтесь у продавца, есть ли она в жестком диске вашего компьютера. В случае положительного ответа, потребуйте ее отключить - для этого есть специальные утилиты. Данная функция крайне отрицательно сказывается на продолжительности жизни жестких дисков, поскольку постоянно "оптимизирует" их работу - останавливает "блины", паркует головки и т.д. Все это не только экономит электричество, но и изнашивает механику и электронику диска, вызывает лишний шум и приводит к тому, что диски очень часто выходят из строя прямо во время работы, унося в могилу все данные.

Берем голос

Компания Creative Labs выпустила звуковую карту Sound Blaster в 1989 году. Название Sound Blaster сразу стало использоваться для обозначения всех звуковых карт, как класса устройств.

В процессе обучения звук играет огромную роль - это и озвучивание произношения в языковых курсах, и комментарии к энциклопедиям, и музыкальные клипы по мировой художественной культуре наконец:

Самый легкий вариант - выбор интегрированного аудиоконтроллера на материнской плате. Интегрированное решение представляет собой как "голый" кодек AC`97, так и более продвинутый чип с набором функций обработки звука (чаще всего - C-Media или Realtek). Материнских плат без интегрированного аудио в продаже сейчас не найти, поэтому можно сказать, что звук достается бесплатно - в нагрузку к материнской плате. Если на вашем столе стоят простые пластиковые компьютерные колонки, тогда встроенного аудио хватит с лихвой. Обладателям же качественной акустики понадобится отдельная аудиокарточка.

Лучшей покупкой может стать звуковая карта Creative SB Live! Player 5.1 Digital. Ее цена - порядка 670 рублей. Карта удовлетворит все "домашние" потребности и обеспечит очень высокое качество воспроизведения и записи сигнала. Для мультимедийных обучающих программ может потребоваться микрофон. Лучше приобрести гарнитуру - наушники с микрофоном. За это удовольствие нужно будет заплатить еще около 200 рублей. От качества микрофона зависят результаты распознавания вашей речи, а наушники должны передавать нюансы произношения и музыки без искажений, поэтому лучше купить гарнитуру подороже.

Оптическая матрица

Цена в 100 долларов является для производителей оптических приводов магической цифрой. Именно 100 долларов всегда стоит наиболее продвинутая модель, присутствующая на рынке. Приводы постоянно развиваются, а цена остается на одном уровне.

Совсем недавно пределом мечтаний был CD-RW-привод со скоростной формулой 52x - запись CD-R, 32x - запись и перезапись CD-RW, 52x - чтение дисков различных типов. Сегодня пишущие оптические приводы CD-RW распространены повсеместно и стоят от 780 до 960 рублей. В то же время, оцениваемым в 100 долларов (от 2200 до 2900 рублей) пределом мечтаний является привод, записывающий не простые диски CD-R и CD-RW, а диски DVD.

При выборе необходимо ориентироваться на три параметра - скоростные формулы записи (чем выше - тем лучше), поддержка обоих основных форматов (и DVD+ и DVD-) и шум привода при работе.

Большинство приводов являются мультиформатными и поддерживают оба основных "пользовательских" формата: DVD+ и DVD-. Приводы также поддерживают многосессионные Photo CD, CD-I, Video CD, CD Extra (CD Plus), CD-Text, DVD-ROM, DVD-Video, DVD-RW, DVD+RW и DVD-RAM. Поддержка форматов означает то, что какой бы диск ни оказался у вас в приводе, он будет легко прочитан или записан.

Что же касается скоростных формул, то от них зависит, как быстро запишется диск. Покупайте быстрый привод, но помните, что для использования высоких скоростей придется покупать диски, поддерживающие высокую скорость записи, а они дороже своих "медленных" собратьев и менее распространены в продаже. При выборе записываемых дисков не гонитесь за дешевизной. Не рекомендуем вам покупать дешевые, т.н. "технологические" диски - будь то CD-R или записываемые DVD. CD-R-диск без упаковки стоимостью 8, а то и менее рублей - это прямая дорога к потерянным данным. Такие диски через некоторое время (это может быть и 3 месяца, и неделя) перестают читаться. И если в случае с CD-R - это 700 Мбайт потерянных данных, то некачественный DVD - это уже 4,7 Гбайта, которые наверняка вам дороги больше, чем 10 рублей разницы между качественным и некачественным диском. Выбирайте матрицы известных марок - Verbatim, TDK или российскую марку Mirex.

Шум, производимый во время работы, - это общая проблема оптических приводов. Перед покупкой лучше сразу проверить шумовые характеристики. Для этого достаточно просто вставить в привод любой диск. Уже раскручивая диск для чтения, привод покажет свой норов - если есть шум и ощутимы вибрации, лучше подобрать модель другого производителя (Pioneer, Toshiba, NEC, Sony, LG). Брать менее скоростной привод смысла нет - шумят многие приводы, даже самые медленные.

В качестве лучшей покупки рекомендуем привод TEAC DV-W512G, который поддерживает DVD+RW и имеет скоростные формулы 12xW/4xRW/12xR/48xW/24xRW/48xR. Стоит этот сегодняшний флагман 2900 рублей. Выбор чуть более медленной модели поможет сэкономить около 500 рублей. Если вы не планируете записывать DVD, но смотреть фильмы в этом формате хотели бы, тогда вам нужно остановить выбор на комбодрайве. Это привод, умеющий записывать CD-R и CD-RW и читать (но не писать) DVD. Стоит такой DVD/CD-RW-комбодрайв в два раза дешевле, чем пишущий DVD+RW. TEAC DW-552G, читающий DVD на 16x и с CD-формулой 52xW/32xRW/52xR, стоит 1550 рублей.

Если вы покупаете OEM-версию привода, позаботьтесь о том, чтобы вам выдали компакт-диск с программным обеспечением для записи дисков. Вероятнее всего это будет Nero Burning ROM от компании Ahead - 5-я или 6-я версия. Последняя - предпочтительнее, поскольку поддерживает все новые приводы.

Позаботьтесь также об установке специальной программы, которая позволит вам обходить региональную защиту DVD. Подробно о региональной защите можно узнать на специализированных ресурсах. Если говорить кратко, то диски для разных стран имеют разный региональный код. Привод может прочитать диски из разных стран только 4-5 раз (для этих целей есть счетчик), после чего фиксирует регион последнего диска - впоследствии, в зависимости от того, какой региональный код имел последний диск, можно будет смотреть фильмы только для России или только для США. Лучшая программа обхода этой системы защиты - AnyDVD от компании SlySoft. Некоторые модели приводов не имеют региональной защиты или имеют возможность обхода этой функции - поинтересуйтесь у консультанта, и вам наверняка помогут решить проблему регионов.

Корпус

Корпус компьютера учебного ничем не отличается от корпуса компьютера для дома и офиса. При выборе нужно обратить внимание на дизайн, качество, мощность блока питания и цену. Обращать внимание на качество и удобство внутренних крепежных систем не стоит - с ними возиться придется только сборщикам в магазине, ведь ваш компьютер куплен надолго, и апгрейд его ждет разве что года через два-три.

Внешний вид и дизайн корпуса - дело вкуса, но знайте, что в продаже сейчас есть не только традиционные серые и черные корпуса. Сейчас в продаже есть корпуса всех цветов радуги от десятков производителей. Корпуса также могут иметь прозрачные боковые панели (можно и похвастать "ученической" конфигурацией), неоновую подсветку, датчики оборотов вентиляторов и т.д. Ваш выбор упирается только в финансовые возможности. Есть корпуса и по 3000 рублей, и по 6000, и еще дороже. Выбирайте что-нибудь скромное и красивое, в пределах 1500. За дизайнерские изыски придется доплатить порядка 300-500 рублей.

Очень хорошие корпуса делает компания Canyon. На российском рынке она недавно, поэтому работает на имя, поставляя очень качественную продукцию. Отличают Canyon хорошие характеристики на подавление шумов - иными словами, гул вентиляторов и жесткого диска будет в таких корпусах тише. При высоком качестве материалов в корпусах используются качественные 250 Вт и 300 Вт блоки питания (их цена составляет около половины изделия корпуса). Цена среднего корпуса Canyon - 1400 рублей. Сопоставимая продукция популярной в России марки InWin стоит на 150-200 рублей дороже.

Глаз да глаз!

Монитор - самая главная деталь вашего компьютера. И это не рекламный слоган. Перед монитором ученик будет проводить огромное количество времени. Соблюдать режим безопасной работы и делать перерывы каждый час на 10-15 минут ребенка заставить будет очень и очень трудно (читайте - невозможно). За долгие часы работы плохой монитор станет причиной падения зрения (а глаза особенно уязвимы в подростковом возрасте) и перенапряжению, которое обернется головными болями и быстрой утомляемостью. Некачественный монитор - злейший враг зрения, поэтому при выборе экрана понятия "экономия" и "бюджетное решение" неприемлемы, если только впоследствии, лет через 5-10, вы не хотите делать операцию по корректировке и восстановлению зрения.

Прежде чем выбрать модель, нужно определиться с типом монитора. Что вы хотите купить - традиционный ЭЛТ-монитор (электронно-лучевая трубка, чуть более сложный аналог телевизионного кинескопа) или жидкокристаллическую панель. Конечно, второй вариант предпочтительнее. LCD-панель выдает более четкую и контрастную картинку, чем ЭЛТ-монитор. Панель безвредна для глаз и не является источником электромагнитного излучения. Кроме того, такой монитор занимает на столе очень мало места, что немаловажно для небольших российских квартир.

Если вы все-таки выбираете традиционный "телевизор", покупайте монитор с хорошими техническими характеристиками. ЭЛТ-монитор с диагональю 17 дюймов должен иметь плоский экран (посмотрите, чтобы он был действительно плоским - производители хитрят, накладывая поверх кинескопа дополнительное стекло с защитным слоем). Частота горизонтальной развертки должна быть не менее 85 Гц при разрешении 1152х864. Чем выше частота развертки, тем легче глазу воспринимать изображение и тем меньше он устает. В идеале частота должна составлять 100 или более Гц при разрешении 1024х768. Очень хороший монитор такого уровня обойдется вам в 5500-6000 рублей. Выбирая ЭЛТ-монитор, проверьте его на своем компьютере. Попросите техника настроить режимы изображения, растянуть и подкорректировать картинку в разных разрешениях. После этого запустите тестовую программу Nokia Test (она есть в каждом магазине-салоне), которая позволит выявить геометрические искажения. Выявить дефекты может даже неспециалист. Доверяйте своим глазам и не слушайте уверения в том, что "это так и должно быть". Изображение должно быть четким, без цветовых и геометрических "завалов". Выбирайте продукцию известных производителей - Samsung, LG, Philips, NEC, iiyama. Кстати, как и в случае с корпусом системного блока, вы, возможно, захотите выбрать цвет корпуса монитора. Так, совсем недавно в рознице появились мониторы производства английской компании Mandex Trading, поставляемые на российский рынок дистрибьютором Мосдата. Мониторы имеют 7 цветов корпусов: черный, белый, серый, серебряный, синий, красный и желтый. Этот же дистрибьютор предлагает бесплатную возможность подборки и формирования компьютеров и комплектов периферии, выполненных как в едином цвете, так и в любом цветовом сочетании. Формирование цветных комплектов занимает некоторое время и стоит немного дороже, зато можно подобрать корпус, монитор, клавиатуру, мышь и прочую периферию в одном цвете или собрать комплект всех цветов радуги. Такой компьютер будет действительно радовать глаз.

Но вернемся к мониторам. Настоятельно рекомендуем вам остановить свой выбор на LCD-мониторах с диагональю 15 дюймов. Одни из лучших LCD-панелей производит Южная Корея - Samsung, LG. К ним и рекомендуем присмотреться. В отличие от ЭЛТ-мониторов нас не интересует развертка. Она стандартна (60 Гц) и едина для всех разрешений. Разрешение, кстати, у LCD-мониторов также одно штатное - 1024x768 и выше в зависимости от модели. Повышение или понижение штатного разрешения чаще всего сказывается на качестве изображения не в лучшую сторону.

При выборе LCD-монитора обязательно нужно обратить внимание на так называемые "мертвые" пиксели. Для этого нужно вывести на экран черное изображение. Любая выбивающаяся из темного фона точка синего, красного или зеленого цвета - это мертвый, нерабочий пиксель. От 3 до 5 таких пикселей - это допустимый показатель. Выявить мертвые пиксели нужно до покупки, потому что в ином случае вам могут отказать в обмене монитора.

Не забывайте и о дизайне. LCD-мониторы со стильным дизайном обойдутся дороже своих технических аналогов без внешних изысков примерно на 1500 рублей.

Грызуны и кнопки

Огромную роль в работе играют клавиатура и манипуляторы. Одной из самых известных на российском и мировом рынке компаний по производству клавиатур является тайваньская BTC (Behavior Tech Computer Corp.). Не так давно у компании в Интернете появился обновленный ресурс - . Сайт содержит всю необходимую информацию по всему модельному ряду клавиатур, а также драйверы к ним.

Выбирать стоит простую клавиатуру. Обратите внимание на наличие дополнительных программируемых кнопок - они помогут вам быстро управлять медиа-плеером, вызывать интернет-браузер, проверять почту, быстро запускать приложения и выключать компьютер. Обязательно проверьте комфортность клавиш. Разным людям нравится разный звук нажатия, разная жесткость и материал, из которых сделаны клавиши. Выбирайте, какая вам по душе, но ни в коем случае не экономьте. Очень хорошие клавиатуры стоят от 250 рублей, а за 600 рублей можно приобрести роскошный и стильный агрегат. Не покупайте безымянные клавиатуры за 100 рублей. Это обернется неудобством работы - треском и западанием клавиш. Помните, что вам еще осваивать десятипальцевый набор!

Что же касается манипулятора мышь, то тут лидера выделить очень непросто. Пожалуй, нужно остановиться на продукции двух компаний - Logitech (именно эта компания придумала вставить в мышь колесико прокрутки документа и страниц) и Genius. Ориентируйтесь на сумму в 250 рублей. За эти деньги можно купить отличную оптическую мышку. У оптической мыши больше разрешение - по экрану курсор будет двигаться не рывками, а плавно и комфортно, ей не требуется коврик и ее не надо чистить (почти не надо). Лучше выбрать мышь с интерфейсом USB.

Поговорим?

Помня о развитии образовательных сред, мы должны получить навыки работы в Интернете и с электронной почтой. Для этого необходимо отдельное устройство - модем. Разброс цен на эти устройства колоссальный - от 530 рублей за внутренний Winmodem 3Com US Robotics до 4900 рублей за внешний профессиональный 3 Com US Robotics Courier V.Everything. Выбирать модем нужно с учетом качества вашей телефонной линии. Если у вас цифровая АТС, будет достаточно самого простого и дешевого модема. Если АТС старая, вам придется брать модем посложнее, умеющий пробиваться сквозь помехи.

Если вы абсолютно уверены в качестве линии, попробуйте приобрести самый дешевый внутренний модем - например, GENIUS GM56PCI-LA по цене около 340 рублей. При чистой линии с интернет-задачами (поиск информации, скачивание музыки и т.д.) справится любое, самое примитивное коммуникационное устройство. Впрочем, оговорите с продавцом возможность возврата - в случае неудачи обменяйте простачка на что-нибудь более серьезное.

Оптимальным домашним решением может выступить ZyXEL Omni 56K PCI Plus. При цене менее 1000 рублей по техническим характеристикам этот модем является "золотой серединой", т.е. идеально работает на цифровых АТС и очень хорошо справляется с проблемными телефонными каналами.

Читаю и пишу

В ходе учебы придется работать с книгами и текстами, печать множество творческих работ. Для этих целей понадобится принтер и сканер. Данные классы устройств достигли уровня технического совершенства еще года 2-3 назад.

Не задумываясь, выбирайте самый дешевый сканер с интерфейсом USB 2.0 - например, MUSTEK Be@r Paw 2448CU Pro. Для работы с текстами не нужна идеальная цветопередача и гигантская разрешающая способность, а вот USB 2.0 (за него придется заплатить на 400 рублей больше, чем за аналог с USB 1.1) в несколько раз ускорит работу с текстами. Также выбирайте сканер, где в комплекте идет полная версия программного обеспечения FineReader для распознавания текста. Обычно за такую комплектацию придется заплатить еще около 300 рублей сверху, но это лучше, чем покупать пиратскую версию и потом мучиться с ее взломом, тратить время и терять документы.

С принтером ситуация совершенно противоположная. Не покупайте дешевых струйных принтеров за 2000 рублей или чуть дороже. Сэкономив на самом устройстве, вы будете оплачивать ужасно дорогие расходные материалы, приближающиеся по цене к цене самого принтера. В итоге цена одной копии будет астрономически высокой.

Выбор в пользу лазерного принтера должен быть сделан даже в случае, если вы планируете печатать цветные картинки и фотографии. Для этих целей всегда можно обратиться в фотолабораторию. С текстами же в процессе обучения придется работать много и регулярно.

Выбирайте лазерный принтер по цене от 6000 тысяч. Обратите внимание на популярную "тысячную" серию лазерных принтеров HP. Так, принтер HP LJ-1012 стоит порядка 6400 рублей. В отличие от струйного лазерный принтер, благодаря отсутствию постоянно двигающихся элементов, прослужит много лет, у него не будут засоряться сопла, а цена одной копии благодаря экономности устройства, будет в несколько раз ниже, чем у струйного принтера. Чем дороже лазерный принтер, тем дешевле обойдется распечатка одной страницы - не жалко печатать работы и одноклассникам:

FIN

Итак, мы получили представление о том, каким должен быть компьютер для учебы и хорошо подготовились к включению в образовательную среду. Перед началом учебы помните о правильной организации рабочего места - удобном столе, стуле с подлокотниками, правильном позиционировании монитора и т.д.

Если оглянуться на обзоры с рекомендациями по выбору ПК, можно проследить следующую тенденцию - в течение 3-х последних лет практически в каждом обзоре присутствует оговорка, что для образовательных целей достаточно самых младших моделей процессоров, видеокарт, самой низкоскоростной памяти и жесткого диска небольшого размера. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что с развитием техники поднимается и планка младших моделей. Если год-два назад частота "среднего" процессора составляла 1,5-1,8 ГГц, то сейчас этот показатель составляет 2-2,5 ГГц. Рекомендованным размером жесткого диска 2 года назад было 60 Гбайт, а сегодня - уже 80 Гбайт и т.д. Спешим вас уверить, что через несколько лет примерно за те же деньги, что и сегодня, вы получите компьютер на порядок мощнее.

При покупке компьютера сегодня или спустя много лет используйте нашу последнюю рекомендацию. Через несколько лет вам может не хватить времени на чтение обзоров, подобных сегодняшнему. К тому же вы как обычный потребитель и не должны знать, что такое процессор и зачем нужен какой-то там интерфейс.

Компьютер и компьютерная периферия сегодня лишается ярлыка "профессиональной" техники. "Компьютерная техника" и "бытовая электроника" сливаются в единую группу товаров - "потребительская электроника" (consumer electronics или electronic goods). Их выбор и использование скоро будет требовать от владельца не больше усилий и специальных знаний, чем использование DVD-проигрывателя или пылесоса. Поэтому, помня о технических характеристиках, в расчет берите только возможности своего бюджета и всегда ориентируйтесь на стоящие перед вами задачи.

Удачного выбора!


Страницы: 1 2 3



Другие статьи раздела

  • Тайваньская компания Compro Technology Inc., отечественному пользователю известна, прежде всего, своими оригинальными ТВ-тюнерами, всегда отличающимися ярким дизайном, теми или иными аппаратными изюминками и достаточно высоким уровнем проработки ПО. Получив немалый опыт в разработке компьютерных телеприемников, совсем недавно эта компания занялась еще и производством домашних медиаплееров на базе HDD.

  • Много лет занимаюсь тестированием проекторов, но когда меня спрашивают, какая из технологий является сейчас наилучшей, дать определенный ответ не могу. У каждой есть свои достоинства и недостатки, да и смотрим мы не технологии, а конкретные проекторы, на них построенные. Создатели аппаратов прекрасно осведомлены обо всех положительных и отрицательных сторонах чипов, которые они выбрали (в силу тех или иных причин, иногда не имеющих отношения к технике), и потому стараются подчеркнуть достоинства и компенсировать недостатки технологий.

  • Людям, которые пользуются исключительно бюджетной техникой, трудно понять, как может компактная радиола стоить около 100 тысяч рублей. Скажем, огромный плоский телевизор за такие деньги еще способен как-то уместиться в сознании, но микросистема?! Зачем тратить на нее такие деньги, если тысячи за три можно купить нечто столь же небольшое, что будет ловить радио, крутить компакт-диски и даже воспроизводить DVD? Действительно, зачем?Ответ предельно прост: чтобы получить удовольствие.

  • Производитель, имея в своем ассортименте акустику самого разного класса, от начального уровня до High End, должен четко позиционировать не только каждую линейку, но и все модели внутри нее, иначе покупатель запутается и не сможет сделать выбор. И задача это не столько теоретическая, сколько инженерная - создать ряд изделий с четко различающимися потребительскими свойствами не так просто, как может показаться на первый взгляд.KEF с этой проблемой справляется легко благодаря обилию наработанных решений, наличию собственных драйверов различного класса и возможности изготавливать корпуса любой сложности.

  • Вы наверняка слышали миф о том, что акустику Dynaudio, особенно самую элитную, можно расшевелить лишь супермощным оконечником, многократно превышающим ее по стоимости. Говорят также, что грамотно спроектированные колонки должны быть легкой нагрузкой для усилителя. А на мой взгляд, они должны быть легкой нагрузкой прежде всего для наших ушей, а о раскачке пусть заботятся разработчики усилителей.

  • Этот типично женский вопрос актуален и для некоторых видов техники. Миниатюризация - одна из основных тенденций, задающих последнее время тон в мире любительских видеокамер. Тут, прямо как в мире высокой моды, каждая новая модель норовит перещеголять предшественницу, сбросив хотя бы несколько граммов веса или хоть чуть-чуть уменьшив габариты.