Журнал "Иван"  2007 г.  №4

Хиты рождаются дома

На чем учиться играть?

Проблема обучения — одна из наиболее важных, но, к сожалению, наименее освещенных, что часто приводит к плачевным в плане творческого роста итогам: не заложив в самом начале пути должный базис, впоследствии будет непросто встать на правильные рельсы. Первое, с чем нужно определиться, — насколько серьезно ты планируешь осваивать музыкальную науку. Если дело ограничится исполнением несложных мелодий, то подойдет, по сути, любой аппарат — вне зависимости от типа механики и количества октав. Но если твои намерения более основательные, то это совсем другое. В такой ситуации необходим инструмент с 88-клавишной (7 октав) "тяжелой" молоточковой механикой, которая по тактильным ощущениям максимально приближена к настоящей рояльной. Вопрос о выборе цифрового пианино тоже требует ответственного подхода, особенно с учетом того, что модель с качественной клавиатурой и реалистичным звучанием стоит, увы, недешево. Да, но почему бы тогда не приобрести просто обычное фортепиано? — поинтересуешься ты. В идеальном варианте так и следовало бы поступить, только ведь оно занимает много места, нуждается в периодической профилактике и не позволяет выводить звук через наушники. Не говоря уже про одинединственный "встроенный тембр".

Типы клавиатур

В большинстве современных электронных инструментов механика клавиатуры подразделяется на три типа: невзвешенная, полувзвешенная и полновзвешенная. Невзвешенную, ее еще называют синтезаторной, можно встретить в самых недорогих моделях с автоаккомпанементом. Такие клавиши нажимаются практически без усилия, и не позволяют насытить игру нюансами и оттенками. Полувзвешенные клавиатуры — самые распространенные. Они обладают приятной упругостью и делают исполнение более естественным. Венчает иерархическую пирамиду полновзвешенная механика с молоточковым эффектом, которая ставится либо в цифровые пианино, либо в высококлассные рабочие станции.

Полифония

Данный параметр указывает на количество звуков (нот), которые инструмент может воспроизвести одновременно, включая продленные педалью sustain. Для цифрового пианино оптимумом является 64-нотная полифония, а для хорошей рабочей станции — 128 нот. Это позволит исполнять даже сложные произведения, не боясь того, что звуки будут "проглатываться" из-за нехватки аппаратных ресурсов инструмента.

Структура синтезатора

Клавиши, стилизованные под привычные фортепьянные, оснащены датчиками, которые передают электронике инструмента короткие цифровые блок-сообщения с информацией о скорости (силе), времени нажатия и отпускания каждой из клавиш, а также о других параметрах. Стандарт получил название MIDI (Musical Instruments Digital Interface) и используется во всех цифровых синтезаторах уже не один десяток лет.

Его уместно сравнить с красками, которыми можно оживить детскую книжку-раскраску, а MIDI-сообщения — с контурами рисунка. Тонгенератор содержит в своей памяти множество предустановок (тембров), имитирующих как живые инструменты, так и "электронные" звуки. Пользователю достаточно указать, каким тембром из представленного ассортимента должны озвучиваться поступающие с клавиатуры или секвенсора MIDI-команды. Благодаря такой схеме музыкант, играя на одном и том же устройстве, может быть и "гитаристом", и "скрипачом", и "барабанщиком". А поскольку интерфейс MIDI допускает параллельную передачу множества потоков данных (MIDI-каналов), тонгенератор одновременно способен озвучивать различные партии разными тембрами.

Модуль записи, редактирования и воспроизведения MIDI-команд. С его помощью можно в одиночку создать сложную композицию, имея 100%-ный контроль над исполнением любой партии. Позволю себе еще одно образное сравнение. Представь, что ты написал на компьютере текст, а затем без спешки редактируешь его и исправляешь орфографию. Секвенсор позволяет делать то же самое, только с MIDI-сообщениями. В распоряжении композитора оказывается до 16 MIDI-треков, каждый из которых фиксирует партию какого-либо инструмента, — этакий ансамбль из 16 подвластных "исполнителей". Процесс записи трека обычно осуществляется в реальном времени путем игры на клавишах. В случае ошибки есть возможность переписать нужный фрагмент или такт. Секвенсоры профессионального уровня разрешают редактировать партитуру вплоть до параметров каждой отдельной ноты.

Этот модуль работает уже не с MIDI-командами, а с аудиосигналом — звуком, который воссоздан тонгенератором. Эффекты (эхо, имитация акустики залов и т.д.) можно накладывать как на все произведение, так и на отдельные инструменты.

Устройство "захвата" звуков извне (через микрофон или в виде цифрового файла с других источников) и воспроизведения их по команде пользователя. Предположим, ты хочешь, чтобы в твоей композиции присутствовал эффект бьющегося стекла. Включаешь режим записи, разбиваешь перед микрофоном стакан и полученный результат сохраняешь в память. Затем назначаешь клавишу на клавиатуре, при нажатии на которую этот звук (сэмпл) будет воспроизводиться. Таким образом можно запрограммировать хоть всю клавиатуру — лишь бы у синтезатора хватило памяти.

Цифровые пианино

Эта модель принадлежит к числу самых доступных из тех, которые можно использовать для полноценного обучения игре. Несмотря на некоторые компромиссы, обладает хорошими потребительскими качествами в целом, имеет обширный банк звуков и неплохую клавиатуру. Изначально Casio PX-410 выпускается в настольном исполнении, напольная же подставка предлагается в качестве опции.

Цифровые пианино от Yamaha всегда были одними из лидеров рынка. Что же касается модели CLP270, то это вообще практически безупречный инструмент, привлекающий реалистичной клавиатурой и чрезвычайно богатым звучанием. В нем используются фирменные многослойные сэмплы и дополнительные эффекты, позволившие точно сымитировать поведение акустического рояля. Еще в активе Yamaha CLP270– внушительное функциональное оснащение и солидный внешний вид.

За несколько лет своего существования Roland HP107 заслужил широкое признание. Чуткая механика клавиш, бархатистое звучание рояльных тембров, мощная встроенная акустика, 128голосная полифония и гибкая настройка. Все это делает его достойным вариантом даже для опытных музыкантов, не говоря уже о начинающих. В то же время годы берут свое, и пианино HP107 вскоре уступит место своему преемнику с индексом HP207.

Демократичная по цене (39 000руб.) и весьма неплохая замена обычному пианино. Функций минимум, зато есть добротная клавиатура и отличные рояльные тембры. Разве что встроенная акустика откровенно слаба — лучше купить внешние колонки.

Этот напольный корпусной инструмент интересен полноценной механикой клавиатуры, уверенным звучанием и не самой высокой ценой — примерно 47 000руб. Добросовестная "рабочая лошадка" от всемирно известного производителя.

и Они во многом похожи на флагманскую пару HP107 и HP207 соответственно, однако из-за более скромного оснащения, менее солидной акустики и отсутствия некоторых облагораживающих звук нюансов стоят дешевле (около 50 000руб.). В целом — хорошие пианино "для дома, для семьи".

Синтезаторы с автоаккомпанементом

Недорогой "домашний" синтезатор, который, между тем, никак нельзя назвать примитивным. В его ассортименте — 670 тембров, 166 стилей автоаккомпанемента, две с половиной сотни цифровых эффектов и 6-октавная клавиатура. Для записи композиций предусмотрен простой 6-трековый секвенсор с памятью на 10 000 нот, а сохранить результаты своих трудов можно на карту SD.

Новая модель компании. Основной упор сделан на качество тембров (в сумме их 659) и работу автоаккомпанемента (множество вариаций у каждого из 150 стилей). И действительно, звучит Yamaha PSR-S550 на удивление сочно и разнообразно для своего класса. С точки зрения записи он тоже неплох: 9 треков секвенсора, из которых 8 отведено под партии произвольных инструментов, а один зарезервирован для автоаккомпанемента. Есть интерфейс USB.

Да, этот аппарат сложно охарактеризовать как сенсационный, однако запоминающееся звучание полутысячи фирменных тембров, достаточно гибкое управление аккомпанементом и 16-трековый секвенсор заслуженно привлекают внимание. Плюс есть порт USB для подключения к компьютеру. Итог: хорошая машинка для начинающего композитора по приемлемой цене.

Несмотря на свой почтенный возраст, знаменитая "пятидесятка" даст фору многим новым моделям в данной ценовой категории. Обладая формальными признаками синтезатора с автоаккомпанементом, Korg Pa50 больше соответствует званию аранжировщика — благодаря полноценному секвенсору на 16 треков, яркому звучанию (около 700 тембров) и неплохому функциональному оснащению. Правда, придется вспомнить допотопные дискеты, так как ни порта USB, ни слота для карт памяти здесь нет.

Аранжировщики

Pa1X — одна из флагманских и уже хорошо известных моделей Korg, тогда как новый E-80 лишь недавно возглавил модельный ряд аранжировщиков Roland. Оба инструмента принадлежат к одинаковому классу. И если Roland чуть более талантлив, то он и стоит дороже. Звучат же они совершенно по-разному, что вполне логично. Смею предположить: сделать выбор между Pa1X и E80 будет непросто — придется кропотливо сравнивать нюансы, а их тут превеликое множество. Но в любом случае ты получишь в свое распоряжение мощнейший инструмент с большим банком первоклассных тембров, полноценным секвенсором, несколькими сотнями гибко управляемых стилей автоаккомпанемента, цветным дисплеем (320 х 240 точек) и огромным количеством фирменных "фишек". Эти аппараты позволяют многое, очень многое.

Флагман модельного ряда Yamaha стоит особняком в стане аранжировщиков. И дело даже не в его впечатляющем потенциале и не в крупном цветном экране с разрешением 640 х 480 точек. Основная изюминка Tyros второго поколения — потрясающе реалистичное звучание наиболее распространенных акустических инструментов. Помимо примерно тысячи отличных звуков, он содержит 18 "мегавойсов" (MegaVoice): различные гитары, медные и деревянные духовые, скрипки, виолончели, мандолина и пр. Благодаря фирменной технологии артикуляции точно воссоздается не только сам тембр, но и приемы звукоизвлечения, характерные каждого конкретного инструмента. В итоге даже сольные партии, сделанные на Yamaha Tyros2, немногие могут отличить от живого исполнения в записи. Колоночки, показанные на фотографии, являются опцией. Хотя к такому вундеркинду лучше купить более серьезную акустику...

Профессиональные рабочие станции

Появившийся несколько лет назад Fantom X8 вызвал большой резонанс. Во-первых, 128 мегабайт волновой памяти (около полутора тысяч тембров) и по сей день считаются неплохим показателем. Во-вторых, диковинный по тем временам графический интерфейс с цветным дисплеем (320 х 240 точек) позволил наладить отличное взаимодействие с инструментом. "Фантом" располагает сэмплером, слотами для установки SRX-карт с новыми звуками, чрезвычайно удобным 16-трековым секвенсором, арпеджиатором, активными кнопками-падами на панели управления и всевозможными интерфейсами, включая USB и PCMCIA. Еще одна отличительная черта моделей Roland серии Fantom X — многослойные сэмплы рояля. Помимо 88-клавишного "молоточкового" Fantom X8 выпускаются более дешевые X7 и X6 с полувзвешенной механикой, но с аналогичным функциональным оснащением.

Что получится, если упаковать в один корпус несколько разнопрофильных синтезаторов, мощный эффект-процессор, начинку от компьютера вместе с жестким диском и самые прогрессивные технологии синтеза звука? Получится Korg OASYS — столь же дорогая, сколь и впечатляющая рабочая станция. Обладающая поистине фантастическими возможностями, оснащенная множеством дополнительных процессоров для обсчета параметров звука и управляемая собственной операционной системой на базе Linux, она является чуть ли не культовой вещью. И немудрено: музыкант может делать здесь практически все, получив в любом случае профессиональный саунд (впрочем, машина скорее ориентирована на электронную музыку). Стоит упомянуть также большой сенсорный дисплей и немалое количество программируемых контроллеров. Уместно ли специально говорить о наличии сэмплера, арпеджиаторов и прочих прелестей? С точки зрения комфорта и скорости работы ни одна система на базе персонального компьютера не способна тягаться с Korg OASYS. Единственная ложка (или половник?) дегтя — сильно завышенная, по мнению многих музыкантов, стоимость. Что поделать — аналогов "Оазису" нет, так что фактор эксклюзивности, безусловно, отражается на ценнике.

Продемонстрированная публике в январе на выставке NAMM Show 2007 модель Yamaha MOTIF XS произвела фурор: никогда еще инструмент ценой до $ 4000 (за флагманскую семиоктавную версию, но существуют еще более доступные 6- и 5-октавные варианты) не обладал такими впечатляющими возможностями и столь богатым звучанием. В активе станции — практически все мыслимые фирменные системы и технологии, 355 мегабайт волновой памяти (более тысячи великолепных тембров) и дополнительные элементы для придания голосам акустических инструментов эффекта живого исполнения. Кроме того, аппарат полностью интегрируется с компьютером, а в комплект поставки входит мощнейшая программная студия Cubase 4 AI. В смысле соотношения цены и качества Yamaha MOTIF XS8– это, пожалуй, лучшее предложение в своем классе. Официальный старт продаж потенциального бестселлера назначен на апрель текущего года. Будем надеяться, что российские дистрибьюторы не станут заламывать цены "за новизну".




Другие статьи раздела

  • Тайваньская компания Compro Technology Inc., отечественному пользователю известна, прежде всего, своими оригинальными ТВ-тюнерами, всегда отличающимися ярким дизайном, теми или иными аппаратными изюминками и достаточно высоким уровнем проработки ПО. Получив немалый опыт в разработке компьютерных телеприемников, совсем недавно эта компания занялась еще и производством домашних медиаплееров на базе HDD.

  • Много лет занимаюсь тестированием проекторов, но когда меня спрашивают, какая из технологий является сейчас наилучшей, дать определенный ответ не могу. У каждой есть свои достоинства и недостатки, да и смотрим мы не технологии, а конкретные проекторы, на них построенные. Создатели аппаратов прекрасно осведомлены обо всех положительных и отрицательных сторонах чипов, которые они выбрали (в силу тех или иных причин, иногда не имеющих отношения к технике), и потому стараются подчеркнуть достоинства и компенсировать недостатки технологий.

  • Людям, которые пользуются исключительно бюджетной техникой, трудно понять, как может компактная радиола стоить около 100 тысяч рублей. Скажем, огромный плоский телевизор за такие деньги еще способен как-то уместиться в сознании, но микросистема?! Зачем тратить на нее такие деньги, если тысячи за три можно купить нечто столь же небольшое, что будет ловить радио, крутить компакт-диски и даже воспроизводить DVD? Действительно, зачем?Ответ предельно прост: чтобы получить удовольствие.

  • Производитель, имея в своем ассортименте акустику самого разного класса, от начального уровня до High End, должен четко позиционировать не только каждую линейку, но и все модели внутри нее, иначе покупатель запутается и не сможет сделать выбор. И задача это не столько теоретическая, сколько инженерная - создать ряд изделий с четко различающимися потребительскими свойствами не так просто, как может показаться на первый взгляд.KEF с этой проблемой справляется легко благодаря обилию наработанных решений, наличию собственных драйверов различного класса и возможности изготавливать корпуса любой сложности.

  • Вы наверняка слышали миф о том, что акустику Dynaudio, особенно самую элитную, можно расшевелить лишь супермощным оконечником, многократно превышающим ее по стоимости. Говорят также, что грамотно спроектированные колонки должны быть легкой нагрузкой для усилителя. А на мой взгляд, они должны быть легкой нагрузкой прежде всего для наших ушей, а о раскачке пусть заботятся разработчики усилителей.

  • Этот типично женский вопрос актуален и для некоторых видов техники. Миниатюризация - одна из основных тенденций, задающих последнее время тон в мире любительских видеокамер. Тут, прямо как в мире высокой моды, каждая новая модель норовит перещеголять предшественницу, сбросив хотя бы несколько граммов веса или хоть чуть-чуть уменьшив габариты.